Кто из вас, ребята, не знает дядюшку Сэма? Нет, не того гнусного старикашку с американских агитационных плакатов, а того самого, самого серьёзного Сэма в мире? Вижу, вижу ностальгический взгляд в ваших глазах. Ещё бы, ведь вышедший в марте 2001 года Serious Sam: The First Encounter показал всему миру, что отнюдь не всегда заслуги прошлых лет в какой-то момент следует списывать в утиль — напротив, если их с любовью и тщанием почистить, обработать и улучшить, можно добиться оглушительного успеха. Так и случилось: история о борьбе одинокого героя с многочисленными инопланетными захватчиками, выполненная в антураже древнего Египта и рассказанная умельцами из хорватской студии Croteam, в мгновение ока стала культовой, а фраза «A-A-A-A-A-A yourself» стала крылатой и была записана в анналы истории. Подоспевший в январе следующего года Second Encounter закрепил достижения своего предшественника, добавив, помимо прочего, новых средств уничтожения противников, а также новое окружение, выполненное в стиле эпохи Майя. Ещё, конечно, была полноценная и не совсем удачная вторая часть, разочаровавшая многих совсем уж глупым дизайном врагов и, что самое страшное, значительно «просевшей» динамикой происходящего. После этого авторы затихли почти на четыре года, и вот, в мае 2009 года, анонсировали продолжение похождений Серьёзного Сэма, Serious Sam 3, а самым нетерпеливым разработчики предложили знакомый вкус в новой обёртке, о котором сегодня и пойдёт речь. I’m back. Благодаря открытию археологов в начале XXI века, позволивших выявить следы пребывания на нашей планете древней высокоразвитой цивилизации, человечество стало стремительно развиваться и к концу столетия уже смогло заселить несколько звёздных систем. Однако в 2104 году земные колонии подверглись нападению неисчислимой стаи инопланетных тварей, которые вскоре вытеснили людей с едва насиженных мест обратно в Солнечную систему, и под угрозой удара вскоре стала сама Земля. Единственной надеждой на спасение становится Сэмуэль Стоун по прозвищу «Серьёзный Сэм», которого отправляют в прошлое для того, чтобы он прорвался через полчища врагов и раз и навсегда успокоил их всеобщего лидера Ментала… Чувствуете знакомый вкус? Да-да, господа, всё как тогда, в начале двухтысячных, и наш сегодняшний гость, Serious Sam HD, включающий в себя обновлённые First и Second Encounter, как и прежде является редким представителем жанра «мясной экшен». По прошествии стольких лет нам вручают знакомые, но значительно похорошевшие смертоносные игрушки, высаживают в похорошевших декорациях и нагоняют на похорошевшего героя огромное количество настолько же визуально похорошевших противников. Все остальные элементы, включая упомянутый сюжет, а также фирменный юмор и музыку, были бережно перенесены на новый движок и почти не изменились, вызывая у самых рьяных Сэмофилов скупую ностальгическую слезу. А ронять слезу тут есть над чем, ведь Serious Engine 3 действительно очень хорош, а работа над воссозданием прошедших событий проделана колоссальная, и смотреть, как врагов рвёт на куски взрыв от выпущенной ракеты теперь куда веселее и интереснее, учитывая то, что творящееся на экране теперь не только современно выглядит, но и разлетается согласно законам физики. Геймплей же не был изменён, кажется, ни на йоту. Он всё так же стремителен, не даёт расслабиться ни на минуту и способен затянуть на долгое время, хотя некоторые «фишки» оригиналов сейчас могут понравиться далеко не всем. Когда вы, например, с удовольствием поджарив сотню-другую клыкастых тварей, ковыляете с парой единичек здоровья к аптечке, а та, под действием мерзкого триггера, сваливает вам на голову не только спасительные «Хелсы», но и очередную порцию врагов, за считанные минуты раскатывающие вас по земле, от былой радости не остаётся и следа. Впрочем, авторы с самого начала говорили, что наш ждёт лишь графический ремейк, и ожидать каких-то геймплейных инноваций от обоих похождений не стоит — для этого и разрабатывается третья часть. Так что недостатком это вряд ли стоит назвать, просто имейте ввиду, что подобное всё так же имеет место. Нас Орда. Одним из главных достоинств первых «Крутых Сэмов», помнится, ещё было наличие крайне редкого на то время режима совместного прохождения — так называемого «кооператива», в который рубились без устали почти все любители экшенов, компьютер которых был подключён к интернету или локальной сети. И если в First Encounter HD всё просто оставили как есть, то уже в Second Encounter HD разработчики решили добавить несколько интересных вариантов сетевой игры: из совместных игр это «Выживание», в котором вам необходимо объединить усилия с другими игроками и продержаться как можно дольше, и «Сбор», аналог кооператива, в котором количество респаунов жёстко ограничено на отметке 3 на каждый уровень. Что касается режимов класса «Versus», здесь выбор куда больше: это как различные вариации классического «Дефматча» и не менее классический «Захват флага», так и что-то более-менее новое, вроде «Тяжкой ноши», в котором ваш счёт будет увеличиваться только при наличии в ваших руках определенного предмета. Правда, у всего этого разнообразия есть один большой минус, и это вина, наверное, не столько авторов, сколько самих игроков, ибо новичку практически нереально с комфортом играть в, дай бог, половину из всех имеющихся в игре режимов. Это вызвано тем, что во многих из них творится сущий балаган — «зелёные» игроки палят во всё, что движется, штабелями укладывая и своих, и чужих, а «ветераны» сплочёнными группками убегают далеко вперёд, забирая все возможные «плюшки» себе и напрочь забывая о том, что в игре вообще-то есть ещё кто-то кроме них. Можно, конечно, возразить, что Serious Sam HD всё-таки не тактический экшен, а вовсе даже наоборот, но согласитесь, даже для того, чтобы просто «ловить фан», порою жизненно необходимы простейшая координация и чувства локтя, а этого здесь всегда очень не хватает. И хотя особняком от творящегося непотр[censored]тва стоит, например, упомянутый «Сбор», для того, что поиграть в него, нужно ещё найти единомышленников, а сделать это получается отчего-то далеко не всегда. Что сказать, обидно. Конечно, никакого возвращения Сэма ещё не состоялось — если верить директору Croteam, оно должно произойти уже в этом году — ведь, как не крути, а нескольких свежих «пасхальных яиц», дополненной сетевой игры и новой, хотя и безусловно качественной обёртки, недостаточно для того, чтобы перевести оба хита прошлых лет в разряд хитов современности. Геймплей по-прежнему увлекателен в силу отсутствия сколько-нибудь вменяемых конкурентов, но многое уже безбожно устарело, и сейчас ему остро требуется инъекция современных инноваций. Serious Sam HD: The First Encounter и Serious Sam HD: Second Encounter — просто две хорошие игры, в которых можно с удовольствием скоротать время, а для кого-то это шанс познакомиться с помолодевшей классикой или насладиться любимыми приключениями в новом свете, но не более того. И если оригиналы в своё время получили бы свои бесспорные 9 баллов и выше, то данный комплект заслуживает «восьмёрки» — не больше, но и не меньше.
|